Доступные курсы

С 1 апреля по 31 мая пройдет обучение по программе профессиональной переподготовки «Дезинфектология». На этом базовом курсе слушатели познакомятся с наукой «дезинфектология», теоретическими основами и принципами организации дезинфекционного дела в России, узнают тонкости экспертизы и государственной регистрации дезинфекционных средств, а также нормативно-правового регулирования организации дезинфекционных мероприятий. Продолжительность курса составляет 2 месяца (250 акад. часов). Обучение будет проходить в дистанционном формате: лекции, семинары и практические занятия с применением видеоматериалов. По окончании курса участникам выдаются дипломы установленного образца. 

 

Лекционные и практические занятия проведут ведущие ученые Института дезинфектологии ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора.


Современная эпидемиологическая ситуация демонстрирует значимость регулярного проведения дезинфекционных мероприятий в медицинских организациях как средства неспецифической профилактики инфекционных заболеваний различной этиологии, в частности, в случаях, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Однако неконтролируемое использование специалистами и населением в быту дезинфицирующих средств приводит к появлению резистентных к ним форм микроорганизмов, что значительно повышает риски развития ИСМП в медицинских организация.

Санитарными правилами СанПиН 3.3686-21«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» регламентированы организация и проведение микробиологического мониторинга чувствительности госпитальной микрофлоры к дезинфицирующим средствам. Согласно новым требованиям, необходимо проводить ротацию дезинфектантов, причем требуется предварительно оценивать чувствительность госпитальной микрофлоры к предлагаемому новому дезинфицирующему средству. Таким образом, владение техникой микробиологического мониторинга чувствительности госпитальной микрофлоры к дезинфицирующим средствам является необходимым требованием к квалификации врачей и специалистов, работающих в медицинских организациях.


Нововведения современного санитарного законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой и охраны водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования требуют соответствующего изменения качественных характеристик профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации специалистов по коммунальной гигиене.

Целью курса является совершенствование основных базовых и получение новых теоретических знаний, а также формирование необходимых практических умений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области водоснабжения и водоотведения у специалистов по направлению «Медико-профилактическое дело» направленности 32.08.06 «Коммунальная гигиена».


Актуальность образовательной программы: в настоящее время сохраняется значительный удельный вес работников организаций, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по отдельным видам экономической деятельности, которые подвергаются воздействию вредных производственных факторов, в том числе неблагоприятных параметров световой среды.

Цель реализации программы: получение необходимых теоретических знаний и практических навыков и квалификаций, для оценки естественного и искусственного освещения.

Задачи:

- совершенствование базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врачей и специалистов в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- законодательных основ деятельности врача по гигиене труда;

- физических факторов производственной среды;

- принципов нормирования, механизмов воздействия освещенности;

- классификации, принципов нормирования, механизмов воздействия световой среды;

- гигиенических основ санитарной техники в производстве;

- средств индивидуальной защиты;

-государственного санитарного законодательства, нормативных документов Министерства здравоохранения Российской Федерации и других ведомств по разделу профилактической медицины;

- принципов организации и структуры Роспотребнадзора;

- основных принципов управления в деятельности Роспотребнадзора;

- нормативно-правовых документов, отражающих деятельность заинтересованных организаций по профилактике неблагоприятного воздействия освещенности на работающего человека;

- организации и управления деятельностью организаций и их структурных подразделений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- организации санитарно-эпидемиологических мероприятий, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций.


В современных условиях сохранение здоровья населения является одной из стратегических задач обеспечения экономического роста и национальной безопасности государства, достижения Целей устойчивого развития Российской Федерации. Принимая во внимание современные угрозы и вызовы, особую актуальность приобретают направления деятельности, связанные с подготовкой кадров и специалистов высшей квалификации по вопросам биологической и гигиенической безопасности, оценки и управления рисками для здоровья населения.

Одним из важных направлений деятельности Роспотребнадзора является ведение социально-гигиенического мониторинга, государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. Государственный характер системы социально-гигиенического мониторинга закреплен в федеральном законе Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.

Актуальность совершенствования технологий ведения социально-гигиенического мониторинга определяется Концепцией развития системы социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации, которая включает в себя внедрение методов и технологий оценки, прогноза, обеспечения управления, контроля и информирования о рисках для здоровья населения в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, оптимизацию гигиенического нормирования факторов среды обитания и объектов хозяйственной деятельности, установлением обязательных и рекомендуемых санитарно-эпидемиологических требований на основе оценки и прогноза их влияния на качество среды обитания и здоровье населения.

Развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга призвана усилить информационно-аналитический потенциал в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей по реализации государственной политики достижения национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», направленных на обеспечение устойчивого роста численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, снижение уровня смертности населения, сокращение случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, а также на предотвращение экономического ущерба для здоровья и имущества населения по всем видам рисков, контролируемых Роспотребнадзором.

Все это определяет задачи для подготовки и переподготовки специалистов, повышению уровня знаний и приобретение навыков и квалификаций.

Цель программы: совершенствование знаний по вопросам организации и ведения социально-гигиенического мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Задачи:

- Совершенствование базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врачей и специалистов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- Совершенствование теоретических знаний и практических навыков по вопросам организации и ведения социально-гигиенического мониторинга и управления рисками, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- Совершенствование практических навыков применения оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания для целей социально-гигиенического мониторинга.

- Совершенствование навыков по проведению мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания человека;

- Совершенствование навыков по подготовки управленческих решений и оценке эффективности реализуемых мер в системе социально-гигиенического мониторинга, коммуникациям и информированию.


В условиях возрастания вызовов к деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы, расширения её функций, законодательно закрепляющих важные направления работы по принятию решений в области  профилактики и предупреждения действия неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье людей, возросли современные требования к подготовке и переподготовке высококвалифицированных медицинских кадров.

Цель: Повышение профессиональной квалификации слушателей в вопросах правового регулирования и лицензирования дезинфекционной деятельности, государственной регистрации и сертификации дезинфекционных средств.

Задачи:

     1.Углубление теоретических знаний слушателей в вопросах связанных  с

разработкой, испытанием, производством и применением средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контролем за их эффективностью и безопасным применением с учетом требований современного санитарного законодательства.

2.Совершенствование практических умений и навыков в организации процессов

разработки, испытаний, производства и применения средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением.


Паспорт безопасности химической продукции – документ, являющийся обязательной составной частью технической документации на химическую продукцию, главной целью которого является обеспечение потребителя информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации (ликвидации) химической продукции, а также ее использования в бытовых целях.

Паспорта безопасности (ПБ) были введены в РФ в качестве обязательной составной части технической документации на химическую продукцию, начиная с 1993 года, по аналогии с американским информационным документом – Material Safety Data Sheet (MSDS). По инициативе Госстандарта, Минтруда, МЧС, МВД и Госгортехнадзора был введен в действие ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации», в котором были установлены основные требования к ПБ, а так же к форме представляемой в нем информации.


Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 г. № 19 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции». Разработчиком документа являлась российская Сторона.

Технический регламент устанавливает на таможенной территории ЕЭС единые обязательные для применения и исполнения требования к химической продукции в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан государств-членов Союза, охраны окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц и обеспечения ее свободного перемещения при выпуске в обращение на таможенной территории Союза.

Цель реализации программы: Совершенствование основных базовых и получение новых теоретических знаний, а также формирование необходимых практических умений и навыков при выполнении работ по осуществлению Разрешительной государственной регистрации (для «новой» продукции и/или продукции содержащей ограниченные к применению вещества/смеси  в концентрациях, превышающих допустимые Приложением 4 ТР ЕАЭС 041/2017), государственной регистрации новых потенциально опасных для человека химических и биологических веществ впервые ввозимых на территорию Российской Федерации специалистами органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок врачами специалистами по специальности медико-профилактическое дело, а также специалистами предприятий, непосредственно задействованных в подготовке документов для оценки соответствия химической продукции.



В современных условиях сохранение здоровья населения является одной из стратегических задач обеспечения экономического роста и национальной безопасности государства, достижения Целей устойчивого развития Российской Федерации. Принимая во внимание современные угрозы и вызовы, особую актуальность приобретают направления деятельности, связанные с подготовкой кадров и специалистов высшей квалификации по вопросам биологической и гигиенической безопасности, оценки и управления рисками для здоровья населения.

Одним из важных направлений деятельности Роспотребнадзора является ведение социально-гигиенического мониторинга, государственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека. Государственный характер системы социально-гигиенического мониторинга закреплен в федеральном законе Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.

Актуальность совершенствования технологий ведения социально-гигиенического мониторинга определяется Концепцией развития системы социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации, которая включает в себя внедрение методов и технологий оценки, прогноза, обеспечения управления, контроля и информирования о рисках для здоровья населения в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, оптимизацию гигиенического нормирования факторов среды обитания и объектов хозяйственной деятельности, установлением обязательных и рекомендуемых санитарно-эпидемиологических требований на основе оценки и прогноза их влияния на качество среды обитания и здоровье населения.

Развитие государственной системы социально-гигиенического мониторинга призвана усилить информационно-аналитический потенциал в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей по реализации государственной политики достижения национальных целей и решения стратегических задач развития Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», направленных на обеспечение устойчивого роста численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, снижение уровня смертности населения, сокращение случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, а также на предотвращение экономического ущерба для здоровья и имущества населения по всем видам рисков, контролируемых Роспотребнадзором.

Все это определяет задачи для подготовки и переподготовки специалистов, повышению уровня знаний и приобретение навыков и квалификаций.

Цель программы: совершенствование знаний по вопросам организации и ведения социально-гигиенического мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Задачи:

- Совершенствование базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врачей и специалистов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- Совершенствование теоретических знаний и практических навыков по вопросам организации и ведения социально-гигиенического мониторинга и управления рисками, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- Совершенствование практических навыков применения оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания для целей социально-гигиенического мониторинга.

- Совершенствование навыков по проведению мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания человека;

- Совершенствование навыков по подготовки управленческих решений и оценке эффективности реализуемых мер в системе социально-гигиенического мониторинга, коммуникациям и информированию.

Актуальность эпидемиологического надзора за природно-очаговыми инфекциями и борьбы с переносчиками трансмиссивных вирусных инфекций обусловлена выявлением в последние годы новых патогенов (боррелии, риккетсии, анаплазмы, эрлихии, бабезии и др.). Характерной чертой эпидемиологии природно-очаговых трансмиссивных инфекций является расширение ареалов переносчиков, заселение отдельными видами антропогенных территорий, формирование резистентности к инсектицидным и акарицидным препаратам. Неспецифическая профилактика трансмиссивных инфекций требует высокой профессиональной подготовки всех специалистов, участвующих в этом процессе: от дезинфектологов, осуществляющих обработки объектов, биологов, зоологов и энтомологов, ведущих мониторинговые наблюдения и проводящих анализ эпидемиологической ситуации, до руководителей и специалистов, осуществляющих надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой. Алгоритмы противоэпидемических мероприятий требуют постоянного совершенствования, как и подготовка специалистов, выполняющих эту работу. Качественное исполнение всех требований по неспецифической профилактике очагов зоонозных инфекций, как природных, так и антропургических, в том числе урбанистических, требует специальной подготовки всех специалистов в рамках исполнения должностных обязанностей.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Основные вопросы организации и проведения зоолого-энтомологического мониторинга при обеспечении эпидемиологического надзора за природно-очаговыми инфекциями» направлена на приобретение и закрепление теоретических знаний и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых специалисту при проведении мероприятий неспецифической профилактики природно-очаговых инфекций.

Программа является учебно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы дополнительного профессионального образования.


Современная эпидемиологическая ситуация демонстрирует значимость регулярного проведения дезинфекционных мероприятий в медицинских организациях как средства неспецифической профилактики инфекционных заболеваний различной этиологии, в частности, в случаях, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Однако неконтролируемое использование специалистами и населением в быту дезинфицирующих средств приводит к появлению резистентных к ним форм микроорганизмов, что значительно повышает риски развития ИСМП в медицинских организация.

Санитарными правилами СанПиН 3.3686-21«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» регламентированы организация и проведение микробиологического мониторинга чувствительности госпитальной микрофлоры к дезинфицирующим средствам. Согласно новым требованиям, необходимо проводить ротацию дезинфектантов, причем требуется предварительно оценивать чувствительность госпитальной микрофлоры к предлагаемому новому дезинфицирующему средству. Таким образом, владение техникой микробиологического мониторинга чувствительности госпитальной микрофлоры к дезинфицирующим средствам является необходимым требованием к квалификации врачей и специалистов, работающих в медицинских организациях.


Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышение уровня здоровья детей и подростков, определяющие будущее нашей страны, ее экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности, и самое главное – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества. Изучение влияния факторов воспитания и обучения, отдыха и оздоровления, питания, двигательной активности на здоровье детей в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления является одной из задач, которая включена в План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства до 2027 г.[1].

В настоящее время в Российской Федерации функционируют организации отдыха детей и их оздоровления (далее – организации отдыха и оздоровления, организации отдыха, детского лагеря) разного типа[2]: организации отдыха детей и их оздоровления – организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления; отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Одной из основных задач организации отдыха является обеспечение безопасности детей, а также сохранение и укрепления их здоровья. Резервы укрепления здоровья детей и подростков связаны с потенциальными оздоровительными возможностями каникулярного отдыха (нормализация режима дня, повышенная физическая активность, климатические факторы). Оздоровительная деятельность организации отдыха заключается не в лечении каких-либо заболеваний, а проведении комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, расширение их адаптационных возможностей. Учитывая разную специализацию организаций отдыха, условия проживания в них, а также большое количество программ, в том числе с разной интенсивностью физической нагрузки актуальным является вопрос медицинского допуска детей к пребыванию в организациях отдыха с разным состоянием здоровья.

Вместе с тем, одной из важных проблем организации современного детского отдыха является низкая квалификация руководителей и медицинских работников организаций отдыха в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, а также организации медицинского обслуживания детей в организациях отдыха.


Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышение уровня здоровья детей и подростков, определяющие будущее нашей страны, ее экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности, и самое главное – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества. Изучение влияния факторов воспитания и обучения, отдыха и оздоровления, питания, двигательной активности на здоровье детей в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления является одной из задач, которая включена в План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства до 2027 г.В настоящее время в Российской Федерации функционируют организации отдыха детей и их оздоровления (далее – организации отдыха и оздоровления, организации отдыха, детского лагеря) разного типа: организации отдыха детей и их оздоровления – организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления; отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Одной из основных задач организации отдыха является обеспечение безопасности детей, а также сохранение и укрепления их здоровья. Резервы укрепления здоровья детей и подростков связаны с потенциальными оздоровительными возможностями каникулярного отдыха (нормализация режима дня, повышенная физическая активность, климатические факторы). Оздоровительная деятельность организации отдыха заключается не в лечении каких-либо заболеваний, а проведении комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, расширение их адаптационных возможностей. Учитывая разную специализацию организаций отдыха, условия проживания в них, а также большое количество программ, в том числе с разной интенсивностью физической нагрузки актуальным является вопрос медицинского допуска детей к пребыванию в организациях отдыха с разным состоянием здоровья.Вместе с тем, одной из важных проблем организации современного детского отдыха является низкая квалификация руководителей и медицинских работников организаций отдыха в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, а также организации медицинского обслуживания детей в организациях отдыха.


В условиях возрастания вызовов к деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы, расширения её функций, законодательно закрепляющих важные направления работы по принятию решений в области  профилактики и предупреждения действия неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье людей, возросли современные требования к подготовке и переподготовке высококвалифицированных медицинских кадров.

Цель: Повышение профессиональной квалификации слушателей в вопросах правового регулирования и лицензирования дезинфекционной деятельности, государственной регистрации и сертификации дезинфекционных средств.

Задачи:

     1.Углубление теоретических знаний слушателей в вопросах связанных  с

разработкой, испытанием, производством и применением средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контролем за их эффективностью и безопасным применением с учетом требований современного санитарного законодательства.

2.Совершенствование практических умений и навыков в организации процессов

разработки, испытаний, производства и применения средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контроля за их эффективностью и безопасным применением.


Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 г. № 19 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции». Разработчиком документа являлась российская Сторона.

Технический регламент устанавливает на таможенной территории ЕЭС единые обязательные для применения и исполнения требования к химической продукции в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан государств-членов Союза, охраны окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц и обеспечения ее свободного перемещения при выпуске в обращение на таможенной территории Союза.

Цель реализации программы: Совершенствование основных базовых и получение новых теоретических знаний, а также формирование необходимых практических умений и навыков при выполнении работ по осуществлению Разрешительной государственной регистрации (для «новой» продукции и/или продукции содержащей ограниченные к применению вещества/смеси  в концентрациях, превышающих допустимые Приложением 4 ТР ЕАЭС 041/2017), государственной регистрации новых потенциально опасных для человека химических и биологических веществ впервые ввозимых на территорию Российской Федерации специалистами органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок врачами специалистами по специальности медико-профилактическое дело, а также специалистами предприятий, непосредственно задействованных в подготовке документов для оценки соответствия химической продукции.


Паспорт безопасности химической продукции – документ, являющийся обязательной составной частью технической документации на химическую продукцию, главной целью которого является обеспечение потребителя информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации (ликвидации) химической продукции, а также ее использования в бытовых целях.

Паспорта безопасности (ПБ) были введены в РФ в качестве обязательной составной части технической документации на химическую продукцию, начиная с 1993 года, по аналогии с американским информационным документом – Material Safety Data Sheet (MSDS). По инициативе Госстандарта, Минтруда, МЧС, МВД и Госгортехнадзора был введен в действие ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации», в котором были установлены основные требования к ПБ, а так же к форме представляемой в нем информации.


В настоящее время на территории Российской Федерации уровень защиты населения и окружающей среды не достигает состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда от воздействия опасных химических и биологических факторов. Основными причинами, усугубляющими негативное воздействие опасных химических и биологических факторов на современном этапе является: широкомасштабное использование химических веществ с высокой токсичностью; накопление в окружающей среде опасных химических стойких соединений; разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду; наличие большого количества выведенных из эксплуатации с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами химически опасных производственных объектов, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности; использование в промышленности несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности технологий; отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий; увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала; глобализация торговли и возможности ввоза опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением; сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ.

В современных условиях уровень здоровья населения является одним из факторов обеспечения экономического роста и национальной безопасности государства и, в этой связи, гигиена является одной из актуальных медицинских дисциплин. Гигиена, как наука, служит сохранению и улучшению здоровья различных контингентов населения, в том числе подрастающего и работающего, а также, решает разноплановые задачи обеспечения безопасности техногенноизмененной окружающей среды, оптимизации питания, совершенствования образовательных технологий, обеспечения аналитического контроля.



 Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышение уровня здоровья детей и подростков, определяющие будущее нашей страны, ее экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности, и самое главное – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества. Изучение влияния факторов воспитания и обучения, отдыха и оздоровления, питания, двигательной активности на здоровье детей в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления является одной из задач, которая включена в План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства до 2027 г.В настоящее время в Российской Федерации функционируют организации отдыха детей и их оздоровления (далее – организации отдыха и оздоровления, организации отдыха, детского лагеря) разного типа: организации отдыха детей и их оздоровления – организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления; отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Одной из основных задач организации отдыха является обеспечение безопасности детей, а также сохранение и укрепления их здоровья. Резервы укрепления здоровья детей и подростков связаны с потенциальными оздоровительными возможностями каникулярного отдыха (нормализация режима дня, повышенная физическая активность, климатические факторы). Оздоровительная деятельность организации отдыха заключается не в лечении каких-либо заболеваний, а проведении комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, расширение их адаптационных возможностей. Учитывая разную специализацию организаций отдыха, условия проживания в них, а также большое количество программ, в том числе с разной интенсивностью физической нагрузки актуальным является вопрос медицинского допуска детей к пребыванию в организациях отдыха с разным состоянием здоровья.Вместе с тем, одной из важных проблем организации современного детского отдыха является низкая квалификация руководителей и медицинских работников организаций отдыха в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, а также организации медицинского обслуживания детей в организациях отдыха.


 Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышение уровня здоровья детей и подростков, определяющие будущее нашей страны, ее экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности, и самое главное – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества. Изучение влияния факторов воспитания и обучения, отдыха и оздоровления, питания, двигательной активности на здоровье детей в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления является одной из задач, которая включена в План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства до 2027 г.В настоящее время в Российской Федерации функционируют организации отдыха детей и их оздоровления (далее – организации отдыха и оздоровления, организации отдыха, детского лагеря) разного типа: организации отдыха детей и их оздоровления – организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления; отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Одной из основных задач организации отдыха является обеспечение безопасности детей, а также сохранение и укрепления их здоровья. Резервы укрепления здоровья детей и подростков связаны с потенциальными оздоровительными возможностями каникулярного отдыха (нормализация режима дня, повышенная физическая активность, климатические факторы). Оздоровительная деятельность организации отдыха заключается не в лечении каких-либо заболеваний, а проведении комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, расширение их адаптационных возможностей. Учитывая разную специализацию организаций отдыха, условия проживания в них, а также большое количество программ, в том числе с разной интенсивностью физической нагрузки актуальным является вопрос медицинского допуска детей к пребыванию в организациях отдыха с разным состоянием здоровья.Вместе с тем, одной из важных проблем организации современного детского отдыха является низкая квалификация руководителей и медицинских работников организаций отдыха в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, а также организации медицинского обслуживания детей в организациях отдыха.


Современная эпидемиологическая ситуация демонстрирует значимость регулярного проведения дезинфекционных мероприятий в медицинских организациях как средства неспецифической профилактики инфекционных заболеваний различной этиологии, в частности, в случаях, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Однако неконтролируемое использование специалистами и населением в быту дезинфицирующих средств приводит к появлению резистентных к ним форм микроорганизмов, что значительно повышает риски развития ИСМП в медицинских организация.

Санитарными правилами СанПиН 3.3686-21«Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» регламентированы организация и проведение микробиологического мониторинга чувствительности госпитальной микрофлоры к дезинфицирующим средствам. Согласно новым требованиям, необходимо проводить ротацию дезинфектантов, причем требуется предварительно оценивать чувствительность госпитальной микрофлоры к предлагаемому новому дезинфицирующему средству. Таким образом, владение техникой микробиологического мониторинга чувствительности госпитальной микрофлоры к дезинфицирующим средствам является необходимым требованием к квалификации врачей и специалистов, работающих в медицинских организациях.


Нововведения современного санитарного законодательства в сфере обеспечения населения качественной питьевой водой и охраны водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования требуют соответствующего изменения качественных характеристик профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации специалистов по коммунальной гигиене.

Целью курса является совершенствование основных базовых и получение новых теоретических знаний, а также формирование необходимых практических умений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области водоснабжения и водоотведения у специалистов по направлению «Медико-профилактическое дело» направленности 32.08.06 «Коммунальная гигиена».



Паспорт безопасности химической продукции – документ, являющийся обязательной составной частью технической документации на химическую продукцию, главной целью которого является обеспечение потребителя информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации (ликвидации) химической продукции, а также ее использования в бытовых целях.

Паспорта безопасности (ПБ) были введены в РФ в качестве обязательной составной части технической документации на химическую продукцию, начиная с 1993 года, по аналогии с американским информационным документом – Material Safety Data Sheet (MSDS). По инициативе Госстандарта, Минтруда, МЧС, МВД и Госгортехнадзора был введен в действие ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации», в котором были установлены основные требования к ПБ, а так же к форме представляемой в нем информации.


Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 г. № 19 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции». Разработчиком документа являлась российская Сторона.

Технический регламент устанавливает на таможенной территории ЕЭС единые обязательные для применения и исполнения требования к химической продукции в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан государств-членов Союза, охраны окружающей среды, жизни, здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц и обеспечения ее свободного перемещения при выпуске в обращение на таможенной территории Союза.

Цель реализации программы: Совершенствование основных базовых и получение новых теоретических знаний, а также формирование необходимых практических умений и навыков при выполнении работ по осуществлению Разрешительной государственной регистрации (для «новой» продукции и/или продукции содержащей ограниченные к применению вещества/смеси  в концентрациях, превышающих допустимые Приложением 4 ТР ЕАЭС 041/2017), государственной регистрации новых потенциально опасных для человека химических и биологических веществ впервые ввозимых на территорию Российской Федерации специалистами органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок врачами специалистами по специальности медико-профилактическое дело, а также специалистами предприятий, непосредственно задействованных в подготовке документов для оценки соответствия химической продукции.


Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является сохранение и повышение уровня здоровья детей и подростков, определяющие будущее нашей страны, ее экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности, и самое главное – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества. Изучение влияния факторов воспитания и обучения, отдыха и оздоровления, питания, двигательной активности на здоровье детей в образовательных организациях и организациях отдыха детей и их оздоровления является одной из задач, которая включена в План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства до 2027 г.[1].

В настоящее время в Российской Федерации функционируют организации отдыха детей и их оздоровления (далее – организации отдыха и оздоровления, организации отдыха, детского лагеря) разного типа[2]: организации отдыха детей и их оздоровления – организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления; отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Одной из основных задач организации отдыха является обеспечение безопасности детей, а также сохранение и укрепления их здоровья. Резервы укрепления здоровья детей и подростков связаны с потенциальными оздоровительными возможностями каникулярного отдыха (нормализация режима дня, повышенная физическая активность, климатические факторы). Оздоровительная деятельность организации отдыха заключается не в лечении каких-либо заболеваний, а проведении комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, расширение их адаптационных возможностей. Учитывая разную специализацию организаций отдыха, условия проживания в них, а также большое количество программ, в том числе с разной интенсивностью физической нагрузки актуальным является вопрос медицинского допуска детей к пребыванию в организациях отдыха с разным состоянием здоровья.

Вместе с тем, одной из важных проблем организации современного детского отдыха является низкая квалификация руководителей и медицинских работников организаций отдыха в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей, а также организации медицинского обслуживания детей в организациях отдыха.

В настоящее время на территории Российской Федерации уровень защиты населения и окружающей среды не достигает состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда от воздействия опасных химических и биологических факторов. Основными причинами, усугубляющими негативное воздействие опасных химических и биологических факторов на современном этапе является: широкомасштабное использование химических веществ с высокой токсичностью; накопление в окружающей среде опасных химических стойких соединений; разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду; наличие большого количества выведенных из эксплуатации с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами химически опасных производственных объектов, а также территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности; использование в промышленности несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности технологий; отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий; увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала; глобализация торговли и возможности ввоза опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением; сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ.

В современных условиях уровень здоровья населения является одним из факторов обеспечения экономического роста и национальной безопасности государства и, в этой связи, гигиена является одной из актуальных медицинских дисциплин. Гигиена, как наука, служит сохранению и улучшению здоровья различных контингентов населения, в том числе подрастающего и работающего, а также, решает разноплановые задачи обеспечения безопасности техногенноизмененной окружающей среды, оптимизации питания, совершенствования образовательных технологий, обеспечения аналитического контроля.